Тестирование по английскому языку





Новый курс видео-лекций от "Центра Дистанционного Обучения" ФИЯР МГУ

АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Лекции предназначены для специалистов в области междисциплинарного
изучения явлений культуры, для всех интересующихся комплексным
изучением явлений искусства, для любителей английского театра

ТЕМА 1.
Слово и английская сцена.


Традиционно высокая культура слова в английском театре, как в
прошлом, так и в настоящем. Культура монолога, который является не
только элементом повествования внутри драмы, но и динамично
продвигает действие вперед. <<Словесное действие>>, о котором говорил
Станиславский, -- сильнейшее средство сценического воздействия
(примеры из шекспировских спектаклей на современной английской сцене).
Укорененность культуры слова в повседневной жизни, быту и политике
Великобритании. Привычка к публичным выступлениям оттачивается в самых
разных контекстах: от <<трактирных ораторов>> до судейских и
парламентариев. Высокие требования, предъявляемы к владению словом в
частном и официальном обиходе.

ТЕМА 2.
Разные лица.


Характерность как одно из главных качеств английской актерской
школы. Крайне редкие примеры чистого, беспримесного драматизма,
комедийности, лирики. Богатство и разносторонность жизни,
многокрасочность не только сообщества, но и отдельного индивидуума,
диалектика психологии и поведения -- такова картина жизни, которую
рисует английский театр. Характерно признание юного Джона Гилгуда,
впервые получившего возможность сыграть Гамлета. Работая над ролью,
этот актер выдающегося лирического дарования, обладатель великолепного
чарующего голоса, думал о тех местах роли, где <<нежный принц>> должен
выглядеть неприятным -- как это и бывает у живого человека. Шоу
напоминал, что великий трагик Гаррик был также и Арлекином. Эти
традиции продолжали и актеры ХХ века, наши современники.

ТЕМА 3.
Национальный характер и современная английская сцена.


<<Леди>> и <<джентльмены>> - типичные образы англичан в глазах других
народов. Эти образы, от шутливо-иронических до возвышенных и
благородных, явно отражают некие сущностные свойства английского
характера. В то же время это результат долгого самовоспитания нации: в
эпоху Возрождения англичане пользовались совсем другой репутацией:
людей открытых, эмоциональных, горячих, а то и буйных, да и в ХУIII
веке манеры англичан, судя по знаменитым письмам к сыну лорда
Честерфилда, оставляли желать лучшего. С тех пор нравы существенно
изменились и на сцене, особенно в середине ХХ века, возобладали
мягкие, сдержанные манеры, что и не удивительно, потому что в
английском театре тех времен в основном царила салонная драма, -- но
такое не могло долго продолжаться, что и доказала <<английская
театральная революция>> 1950--1960-х годов, вернувшая на сцену дыхание
подлинной жизни, с ее светлыми и темными, радостными и ужасными
сторонами. Английские актеры, как никто умеющие играть леди и
джентльменов, доказали, что они способны на гораздо большее. Можно
привести много примеров прекрасных спектаклей, говорящих об этом, но,
пожалуй, будет лучше всего дать слово знаменитому режиссеру Питеру
Холлу, одному из тех, кто и совершил <<театральную революцию>>:
<< Под крайней сдержанностью и отчаянным желанием спрятаться за
мундир (неважно, конформиста или неформала) скрыто пламя интенсивной
эмоциональной жизни. (. . . ) Возможно, что этот странный сплав
пуританства и страстности и делает нас театральной нацией. Только
освободите английского актера -- и может произойти и происходит все
что угодно>>.

 

 

Для доступа к лекциям, пожалуйста, напишите письмо на distance@ffl.msu.ru